rusnazi8814 (rusnazi8814) wrote,
rusnazi8814
rusnazi8814

Categories:

Панарийство Фридриха Гёльдерлина

 
Сегодня, 20  марта, исполняется  240  лет  со  дня  рождения  выдающегося  немецкого  поэта  Фридриха  Гёльдерлина. Ниже  статья  Скальда  об  этом  выдающемся  представителе  немецкого  романтизма.


Friedrich hoelderlin.jpg



 

            Панарийство Фридриха Гёльдерлина

                           (К 240-летнему юбилею Поэта)

 

В лоне матери-природы

Мы бессмертны: ты и я -

Нестареющие всходы

Королевы бытия.

 

Роза, пусть нам вихрь осенний

Обрывает лепестки -

Вновь распустятся в цветенье

Жизни вечные ростки!

                                                 Ф. Гёльдерлин "К розе"

 

Он пришёл в наш мир 20 марта 1770 г. в уютном немецком городе Лауфен, расположенном на живописных берегах реки Неккар, о котором позднее проникновенно напишет:

     В твоих долинах, Неккар, под плеск волны
     Проснулось к жизни сердце в груди моей...

Этого уроженца Швабии звали Иоганн Кристиан Фридрих Гёльдерлин, происходил он из старинного бюргерского рода. О швабских ландшафтах поэт вспоминал так:

   Земли блаженные! Нет здесь холма без лозы виноградной,

   Осенью в пышных садах падают фрукты дождём.

   Радостно моют в водах свои ноги горящие горы,

   Главы их нежат венки мхов и зелёных ветвей.

   И, точно дети на плечи седого высокого деда,

   Лезут по склонам глухим замки и хижины вверх.

Гёльдерлин рано лишился отца и его молодая мать вышла замуж  за нюртингенского бургомистра. В 1784 г. Фридрих стал учеником монастырской школы в Денкендорфе, где провёл 4 года и осознал своё поэтическое призвание. Он не стал теологом, как хотела мать, став королём поэтов. Уже творили в эти годы Гёте и Шиллер, Шубарт выпускал вольнодумную газету "Немецкая хроника". Первой любовью Гёльдерлина стала очаровательная кузина его друга Луиза Наст. Впрочем, узами брака Фридрих себя не связал, хотя в дальнейшем увековечил в образе Диотимы франкфуртскую красавицу Сюзетту Гонтар.

Годы его учёбы в Тюбингене совпали с драматическими событиями Великой французской революции 1789-1794 гг., которую Гёльдерлин приветствовал вместе с друзьями Людвигом Нойфером и Рудольфом Магенау. В этом они были не одиноки. Шеллинг и Гегель, обучавшиеся в университете Тюбингена, в годовщину взятия Бастилии посадили знаменитое "дерево Свободы". Гёльдерлин, принимавший участие в этой акции, в 1792 г. создал проникновенный "Гимн Свободе", опубликованный Готхольдом Фридрихом Штейдлином в "Альманахе муз" и в "Поэтическом вестнике". Стало ясно, что у Вальтера фон дер Фогельвейде и Ганса Сакса появился достойный продолжатель, гордость Германии - "страны поэтов":

    Словно пробуждённая орлица,

    К звёздам устремившая крыла,

    Радость, что в груди моей теснится,

    Песнь во мне, ликуя, разожгла.

    Новой жизнью упоён я ныне,

    Новой, неизведанной судьбой.

    Над мечтой вознесшись, над гордыней,

    Я Свободу вижу пред собой...

(От "Нибелунгов" до Рильке: Немецкая поэзия и русские переводы". М., 2000. С. 217).

Своей сестре Гёльдерлин писал, чтобы она "молилась за французов", а Наполеону посвятил своё стихотворение "Буанапарте":

   

    Поэты - те священные сосуды,

    Которые жизни вино -

    Дух Героев - хранят исстари.

    Но этого юноши дух стремительный -

    Как его примет, не разорвавшись в куски, сосуд?

    Не тронь же его, поэт: он - дух Природы.

    Трудясь над ним, созреет в мастера мальчик.

    Не может он жить, хранимый в стихе, -     

    Нетленный, он в Мире живёт.

Позднее могилу Наполеона благоговейно посетит Гитлер, в своём парижском паломничестве, летом 1940 г. Он сфотографировался на фоне Эйфелевой башни со своими личными скульптором Арно Брекером и архитектором Альбертом Шпеером. Зачем? Потому что "фашизм - это грандиозная спасительная Революция", как напишет в 1939 г. в своем романе "Жиль" Пьер Дриё ла Рошель (1893-1945), коллега Робера де Бразильяка. Предчувствуя явление в мир Гитлера, Гёльдерлин написал:

    К дубу плющ прильнул, стремясь к вершине, -

    Вокруг ствола побеги обвились.

    Так народ в одном порыве ныне

    За Героем устремился ввысь.

    Дух перед Судьбою не согнётся,

    Бессмертною Свободою дыша,

    К божеству чудесно прикоснётся

    Вскормленная музами душа.

Самим своим именем Франция обязана германскому племени франков, чей творческий союз с кельтами и подарил миру весёлое великолепие французской культуры. Но не только Францией восхищался Гёльдерлин в своём творчестве. Его внимание привлекла трагическая судьба итальянского философа Лючилио Ванини (1585-1619). Младший современник Джордано Бруно, Ванини не верил в божественность Христа, создав трактат "Об удивительных тайнах Природы, царицы и Богини смертных" в 1616 г. "Добрые" христиане подвергли философа пыткам, вырвали язык и повесили, а труп сожгли. Строки Гёльдерлина звучат как эпитафия смельчаку-вольнодумцу Ванини, жертве клерикализма:

 Тебя кляли как богоотступника,

 Сломить хотели дух твой анафемой,

 Потом тебя, святого мужа,

 Предали пламени... О, сколь горько,

 Что ты с небес карающим пламенем

 Не возвратился и палачей своих

 Не сжёг дотла, не крикнул ветру:

 "Черный их пепел развей в пространстве!"

Панарийство поэта видно по его филэллинству, т.е. любовью к свободному и гармоничному человеку Эллады. Недаром Шарль Моррас скажет позднее, что "Парфенон необходим нам, чтобы развивать нашу жизнь" (Ален де Бенуа "Как можно быть язычником". М., 2004. С.14). Недаром Лени Рифеншталь воспела богоподобную Элладу в своём киношедевре "Олимпия" 1936 года. В своём автобиографическом романе "Гиперион, или Отшельник в Греции" Фридрих Гёльдерлин вложит в уста одного из персонажей (Алабанда) дивные слова: "Сынов Солнца питают их подвиги. Они живут победой, черпают бодрость в собственной душе и радость в своей мощи".

Эпиграфом к роману стало латинское изречение "Non coerceri maximo, contineri minimo, divinum est" ("Не знать меры в великом, хоть твой земной предел и безмерно мал - божественно"). Как тут не вспомнить, что и Гитлер на вопрос бельгийского рексиста Леона Дегрелля "Кто Вы, мой Фюрер?", ответил молодому эсэсовцу: "Я эллин!". Отнюдь не случайно именно жизнеутверждающее античное искусство было взято в Третьем Рейхе за образец в противовес дегенеративному хламу Пикассо и Кокошки.

Историческая реконструкция Марафонской битвы, воспроизведённая Фердинандом Шёрнером, стала достойным символическим финалом греческой кампании Вермахта (Роланд Кальтенэггер "Фердинанд Шёрнер. Генерал-фельдмаршал последнего часа". М., "Яуза", 2007. С. 172-173).

Строки из стихотворения Гёльдерлина "Рейн" стали эпиграфом к лекции профессора Ганса Ф.К. Гюнтера "Народ и государство в их отношении к наследственности и отбору", прочитанной им в Иенском университете в феврале 1933г. Восторгался творчеством Гёльдерлина и Альфред Розенберг в своем трактате "Миф XX века". В подобных случаях принято ужасаться: "Ну отчего, страна Канта и Гёте вдруг стала страной Гитлера?!"

Ответ радикально-прост: именно Гитлер спас страну Гёте и Гёльдерлина от коммунистических недочеловеков Сталина и Тельмана. В понимании прикладной функции государства Фюрер и Розенберг были под влиянием Гёльдерлина, сказавшего устами Гипериона: "Государство - лишь жёсткая скорлупа, облекающая ядро жизни. Оно - каменная стена, ограждающая сад человечества, где растут цветы и зреют плоды. Но зачем ограждать сад, в котором высохла почва?" Именно в этом и состояло различие между фашизмом Муссолини и нацизмом Гитлера. Даже война нашего Фюрера вдохновлялась словами Гипериона: "Рабство убивает, а в справедливой войне оживает душа. Золото оттого такого же цвета, как солнце, что его бросают в огонь! Только тогда возвращается к человеку его юность, когда он разбивает оковы! Есть только одно средство спасения: собраться с силами и раздавить гадину, это пресмыкающееся столетие, которое губит в зародыше всё прекрасное от природы!". Позднее эти строки вдохновят жрицу эзотерического Гитлеризма, радикальную экологистку Савитри Деви.

В 1800 г. Гёльдерлин создал свой очередной шедевр, поэму "Архипелаг", воспевающую Саламинскую победу эллинов над мультирасовой Персией. Поэма (ещё до Ницше!) была пронизана тоской о грядущем Сверхчеловеке:

    Но, преисполнен значения, вещает ещё и сегодня

    Смертным свет с высоты. Вопрошает порой Громовержец:

    "Помните вы обо мне?" И в плеске волн раздаётся

    Голос Бога пучин: "Неужели меня вы забыли?"

    Ибо влечёт небожителей чуткое сердце людское,

    И вдохновители высшие снова готовы направить

    Смертного мужа в его неустанном, упорном исканье.

    И вездесущий эфир, как прежде, царит над отчизной,

    Чтобы в объятьях отца народ просветленно-счастливый

    Вновь ликовал и любил в божественном единодушье.

Гёльдерлин сознавал, что "в опасностях родится сила, крепнет в страданиях душа мужчины". В его стихотворении "Судьба" мы восхищённо читаем:

   Как ярость солнечного зноя

   Веселье жатвы создаёт,

   Так воин в жарком вихре боя,

   В крови Свободу познаёт…

   Необходимость - враг бессилия,

   В ней сострадания к трусам нет,

   Она даёт отваге крылья,

   И мощь руке, и сердцу свет.

Аналогичные мысли встречаем мы позднее и у сурового кузнеца Ниала в американском романе "Сталь и змея", воспевшем киммерийца Конана.

Однако и Германия вдохновляла Гёльдерлина, восторженно описавшего реку Майн ("Счастливый, ты со звёздами вечными струишься вдаль с рассвета и до ночи к родному брату, к Рейну, чтобы радостно с ним к океану мчаться") и старейший университетский город Фатерланда Гейдельберг ("Ты мне издавна мил, я хотел бы всегда сыном зваться твоим, песню тебе сложить, Ты, возлюбленный город, самый лучший в стране моей"). В стихах, посвящённых астроному Кеплеру, он взывает:

   Мать прямодушных - ты, Свевия!

   В тиши ты взрастила бесчисленных

   Светоносных мужей, - и потомки

   Прославлять тебя будут за то в веках.

Важно добавить, что свевы были, наряду с готами, бургундами и вандалами, одним из германских племён, вдохнувших новые силы в Европу V века.

Пантеизм пронизывал всё творчество Гёльдерлина: "Мы называли землю цветком неба, а небо - бескрайним садом жизни. Как розы наслаждаются золотистой пыльцой, говорили мы, так мужественный солнечный свет услаждает своими лучами землю; она дивное живое существо, равно божественное и когда ее сердце извергает лютый огонь, и когда источает кроткую, прозрачную воду; она всегда счастлива: и когда утоляет свою жажду каплей росы, и когда пьет из грозовых туч, наслаждаясь даром небес; она - неизменно любящая бога солнца, разлученная с ним его половина и, возможно, была сначала связана с ним еще более тесными узами, но всевластная судьба разделила их, чтобы она стремилась к нему, то приближаясь, то удаляясь, и созрела в радости и страдании, достигнув высшей красоты" ("Гиперион, или Отшельник в Греции"). "Евгений Онегин" меркнет!

Из Вальтерсхаузена близ Мейнингена поэт пишет философу Гегелю: "Ведь великая Природа облагораживает и укрепляет нас, помимо нашей воли". В письме к своему брату Карлу Гёльдерлин признаётся: "Я люблю человечество грядущих столетий. Ибо в том-то и заключаются мои заветные чаяния, моя вера, из которой я черпаю силу и бодрость, что наши внуки будут лучше нас, что согретая огнём Свободы добродетель даст лучшие всходы, чем в полярном климате деспотизма. Мы живем в такое время, когда всё устремлено к лучшему будущему". К Сверхчеловеку, скажем мы.

Умер Гёльдерлин 7 июня 1843 г. в Тюбингене и был похоронен с лавровым венком на голове. Солнце провожало своего певца золотыми лучами славы.

   Ибо сердцу благородство стали

   Дух Свободы возвращает вновь.

   Тени предков встретят в этом зале

   Тех, в чьих жилах Туикона кровь.

   Но не всех! Завистникам, тиранам

   В эти двери проскользнуть нельзя,

   Совесть, как пылающая рана,

   Точит их, возмездием грозя.

 

   Счастлив тем, что дух мой строг и кроток

   И доступен радостям земным,

   Что бесстрашен этой арфы рокот

   И глумливый смех не дружен с ним,

   Я с напевом сладостным и строгим

   Буду жить, отвагою дыша, -

   И в Вальхаллу, в звёздные чертоги,

   К сонму предков отлетит душа.

 

                                                                 Скальд, 14 сентября 2009 г.хр.л.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment